Положение об Арбитражном центре при РСПП
Утверждено распоряжением Президента РСПП от «03» ноября 2021 года № РП-30
Депонировано в Министерстве юстиции Российской Федерации «29» ноября 2021 года
Применяется к арбитражу, начатому с «01» января 2022 года
С предыдущими редакциями документа можно ознакомиться в Архиве правил арбитража
Сведения о редакции документа доступны
в разделе «Информация»
Статья 1. Общие положения и правовой статус
Статья 2. Правопреемство
Статья 3. Место нахождения
Статья 4. Компетенция
Статья 5. Виды деятельности
Статья 6. Арбитры
Статья 7. Списки арбитров
Статья 8. Специализированные коллегии арбитров
Статья 9. Отделения, территориальные коллегии арбитров и представительства
Статья 10. Организационная структура
Статья 11. Общее собрание арбитров
Статья 12. Президиум
Статья 13. Комитет по назначениям
Статья 14. Председатель
Статья 15. Управляющий директор и Аппарат
Статья 16. Докладчик
Статья 17. Обеспечение деятельности
Статья 18. Правила арбитража и правила Арбитражного центра
Статья 19. Действие Положения
Приложение 1. Компетенция Коллегии по международным спорам
Приложение 2. Компетенция Коллегии по корпоративным спорам
Приложение 3. Компетенция Коллегии по спорам на финансовом рынке и в сфере биржевой торговли
Приложение 4. Компетенция Коллегии по спорам в сфере строительства
Приложение 5. Компетенция Коллегии по спорам в сфере банковской деятельности
Приложение 6. Компетенция Коллегии по спорам в сфере цифровой экономики
Приложение 7. Компетенция Коллегии по спорам в сфере интеллектуальной собственности
Приложение 8. Компетенция Коллегии по спорам в сфере транспорта
Приложение 9. Компетенция Коллегии по инвестиционным спорам
1. Арбитражный центр при Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей» (далее – Арбитражный центр) является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением, осуществляющим деятельность по администрированию арбитража (третейского разбирательства) (далее – арбитраж) в соответствии с Федеральным законом «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже», иными нормативными правовыми актами и правилами Арбитражного центра.
2. Арбитражный центр образован Общероссийской общественной организацией «Российский союз промышленников и предпринимателей» (далее – РСПП), которая утверждает правила Арбитражного центра и оказывает иное содействие в его деятельности.
3. Полное наименование Арбитражного центра на русском языке – Арбитражный центр при Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей».
Сокращенные наименования Арбитражного центра на русском языке – Арбитражный центр при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), Арбитражный центр при РСПП.
4. Полное наименование Арбитражного центра на английском языке – The Arbitration Centre at the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs. Сокращенные наименования Арбитражного центра на английском языке – The Arbitration Centre at the RSPP, ACRU/RSPP.
5. Арбитражный центр имеет круглую печать, штампы и бланки со своим наименованием и эмблемой, включающей эмблему РСПП.
6. Понятия и термины, используемые в настоящем Положении, применяются в том значении, в каком они используются в правилах Арбитражного центра и законодательстве Российской Федерации.
1. С момента получения Арбитражным центром права на осуществление деятельности по администрированию арбитража Арбитражный центр является правопреемником по отношению к Третейскому суду при Российском союзе промышленников и предпринимателей (Третейскому суду при РСПП), Арбитражной комиссии при Публичном акционером обществе «Московская Биржа ММВБ-РТС» (Арбитражной комиссии при ПАО Московская Биржа) и Третейскому суду Национальной ассоциации участников фондового рынка (Третейскому суду НАУФОР).
2. С момента наступления правопреемства Арбитражного центра по отношению к постоянно действующим третейским судам (учреждениям-правопредшественникам), указанным в части 1 настоящей статьи, Арбитражный центр вправе администрировать споры на основании соглашений о передаче споров в соответствующее учреждение-правопредшественник, в том числе вправе продолжить администрировать арбитраж, начатый и не завершенный до момента наступления правопреемства. При этом полномочия органов и уполномоченных лиц такого учреждения-правопредшественника осуществляют соответствующие органы и уполномоченные лица Арбитражного центра.
1. Местом нахождения Арбитражного центра, в том числе его центрального Аппарата, является столица Российской Федерации город Москва.
2. Вне места своего нахождения Арбитражный центр может иметь отделения, состоящие из одного или нескольких офисов, и представительства. Решение об образовании отделения (представительства) Арбитражного центра или о прекращении его деятельности принимается РСПП.
1. В арбитраж, администрируемый Арбитражным центром, могут передаваться любые споры, при условии, что такие споры могут быть предметом арбитража в соответствии с применимым к арбитражу законодательством и международными договорами. Вопрос о том, может ли спор быть предметом арбитража, рассматривается третейским судом при решении вопроса о своей компетенции в порядке, предусмотренном Регламентом Арбитражного центра.
2. Сторонами арбитража, администрируемого Арбитражным центром, могут быть физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица, публично-правовые образования, а также любые другие субъекты, в том числе не являющиеся юридическими лицами, но которые в силу их статуса по закону учреждения вправе быть истцом и ответчиком в суде.
Арбитражный центр вправе осуществлять следующие виды деятельности:
1) администрирование арбитража споров, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Положения, в том числе арбитраж внутренних споров и международный коммерческий арбитраж;
2) выполнение отдельных функций по администрированию арбитража, в том числе функций по назначению арбитров, разрешению вопросов об отводах и о прекращении полномочий арбитров, при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, без общего администрирования спора.
1. Разрешение спора в рамках арбитража, администрируемого Арбитражным центром, осуществляется третейским судом (единоличным арбитром или коллегией арбитров), состав которого формируется в соответствии с правилами Арбитражного центра.
2. Арбитром (третейским судьей) в рамках конкретного дела может быть физическое лицо, обладающее необходимыми знаниями в области разрешения споров, администрирование которых отнесено к компетенции Арбитражного центра, являющееся независимым от сторон арбитража и беспристрастным по отношению к ним, а также отвечающее требованиям, предусмотренным законодательством, правилами Арбитражного центра и соглашением сторон арбитража.
3. Арбитром не может быть:
1) лицо, не достигшее возраста двадцати пяти лет, недееспособное лицо или лицо, дееспособность которого ограничена;
2) лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость;
3) лицо, полномочия которого в качестве судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого сотрудника правоохранительных органов были прекращены в Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью;
4) лицо, которое в соответствии с его статусом, определенным законом, не может быть арбитром;
5) лицо, к которому в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях применено административное наказание в виде дисквалификации (в течение срока дисквалификации).
4. Арбитр, разрешающий спор единолично, а в случае коллегиального разрешения спора при соблюдении положений части 5 настоящей статьи – председатель третейского суда, должен соответствовать одному из следующих требований:
1) иметь высшее юридическое образование, подтвержденное выданным на территории Российской Федерации дипломом установленного образца;
2) иметь высшее юридическое образование, подтвержденное документами иностранных государств, признаваемыми на территории Российской Федерации.
5. В случае коллегиального разрешения спора стороны арбитража могут договориться о том, что председатель третейского суда может не соответствовать требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, при условии, что в состав третейского суда будет входить арбитр, соответствующий указанным требованиям.
6. Стороны арбитража вправе договориться о дополнительных требованиях, предъявляемых к арбитрам, включая требования к их квалификации, или о разрешении спора конкретным арбитром или арбитрами.
7. В рамках арбитража, администрируемого Арбитражным центром, вопросы, касающиеся обеспечения соблюдения арбитрами требований независимости и беспристрастности, регулируются Регламентом Арбитражного центра и Правилами Арбитражного центра о независимости и беспристрастности арбитров, утверждаемыми РСПП.
1. РСПП утверждает единый рекомендованный список арбитров Арбитражного центра.
2. Вместо единого рекомендованного списка арбитров Арбитражного центра РСПП может утвердить отдельные рекомендованные списки арбитров Арбитражного центра для целей внутреннего арбитража и международного коммерческого арбитража.
3. В целях расширения возможностей сторон арбитража по реализации права на участие в формировании состава третейского суда, РСПП может утвердить единый список или отдельные списки ассоциированных арбитров Арбитражного центра. Такие списки формируются из числа лиц, обладающих необходимыми знаниями в области разрешения споров, администрирование которых отнесено к компетенции Арбитражного центра, и не входящих в списки арбитров, указанные в частях 1 – 2 настоящей статьи.
4. Списки арбитров, указанные в частях 1 – 3 настоящей статьи, утверждаются на неопределенный срок и изменяются по мере необходимости.
5. Стороны арбитража и Арбитражный центр вправе избрать (назначить) арбитров из числа лиц, не входящих в списки арбитров, указанных в частях 1 – 3 настоящей статьи.
6. Арбитр, избираемый (назначаемый) из числа лиц, не входящих в списки арбитров, указанных в частях 1 – 3 настоящей статьи, должен помимо требований, предусмотренных частями 2 – 3 и 6 статьи 6 настоящего Положения, соответствовать следующим требованиям:
1) одному из требований, указанных в части 4 статьи 6 настоящего Положения; и
2) иметь ученую степень, присужденную на территории Российской Федерации по научной специальности, входящей в перечень, который утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», или обладать опытом разрешения гражданско-правовых споров в качестве арбитра (третейского судьи) и (или) в качестве судьи федерального суда Российской Федерации в течение не менее десяти лет.
7. С одобрения Комитета по назначениям Арбитражного центра арбитром может быть избрано (назначено) лицо, не входящее в списки арбитров, указанных в частях 1 – 3 настоящей статьи, и не отвечающее требованиям части 6 настоящей статьи.
1. Из числа лиц, входящих в списки арбитров, указанных в частях 1 – 3 статьи 7 настоящего Положения, могут создаваться специализированные коллегии, включающие арбитров, специализирующихся на разрешении отдельных категорий споров.
2. Специализированная коллегия создается путем утверждения РСПП приложения к настоящему Положению, в котором указывается наименование коллегии и перечень споров, относящихся к ее компетенции, а также утверждения РСПП списка арбитров, входящих в состав коллегии.
3. Для рассмотрения спора, относящегося к компетенции специализированной коллегии, третейский суд формируется только из числа арбитров, входящих в состав данной коллегии, при условии, что это предусмотрено прямым соглашением сторон арбитража, а при отсутствии такого прямого соглашения третейский суд может формироваться из числа арбитров как входящих, так и не входящих в состав данной коллегии.
Включение арбитра в состав специализированной коллегии само по себе не означает невозможность его участия в разрешении споров, не относящихся к компетенции данной коллегии.
4. Из числа лиц, включенных в состав специализированной коллегии, РСПП с учетом мнения Председателя Арбитражного центра назначает председателя данной коллегии и может назначить заместителей председателя коллегии.
Мнение председателя специализированной коллегии учитывается Председателем Арбитражного центра при решении любых вопросов в рамках споров, относящихся к компетенции специализированной коллегии и рассматриваемых на основании прямых соглашений сторон арбитража, предусматривающих формирование третейского суда из числа арбитров, входящих в состав данной коллегии.
Председатель специализированной коллегии выступает от имени Арбитражного центра на различных мероприятиях (форумах, конференциях, семинарах, круглых столах и т.д.), а также информирует заинтересованных лиц о деятельности Арбитражного центра по вопросам, относящимся к компетенции специализированной коллегии.
В отсутствие председателя коллегии или по его поручению функции председателя коллегии выполняются одним из его заместителей.
5. Из числа лиц, включенных в состав специализированной коллегии, может быть сформирован президиум коллегии в составе не более семи членов, к полномочиям которого относится содействие Президиуму Арбитражного центра по вопросам, относящимся к компетенции данной коллегии.
6. Члены президиума специализированной коллегии назначаются РСПП на неопределенный срок с учетом мнения председателя данной коллегии. Член президиума специализированной коллегии может по собственному желанию сложить с себя полномочия. Полномочия члена президиума специализированной коллегии могут быть прекращены по решению РСПП.
Члены президиума специализированной коллегии простым большинством голосов избирают из их числа председателя президиума коллегии и могут избрать заместителей председателя президиума коллегии.
7. Председатель президиума специализированной коллегии осуществляет общее руководство его деятельностью, созывает его заседание, определяет форму проведения заседания, формирует повестку дня, председательствует на заседании, организует голосование по вопросам повестки дня и подсчет голосов.
В отсутствие председателя президиума специализированной коллегии или по его поручению функции председателя президиума коллегии выполняются одним из его заместителей.
8. Заседания президиума специализированной коллегии проводятся в порядке, аналогичном предусмотренному частями 4 – 8 статьи 12 настоящего Положения для проведения заседаний Президиума Арбитражного центра.
1. Отделения Арбитражного центра создаются для обеспечения выполнения его функций на определенной территории.
Территория деятельности отделения Арбитражного центра определяется РСПП и указывается на сайте Арбитражного центра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
2. Для обеспечения реализации функций отделений Арбитражного центра из числа лиц, входящих в списки арбитров, указанных в частях 1 – 3 статьи 7 настоящего Положения, могут создаваться территориальные коллегии, включающие арбитров, имеющих постоянное место жительства или преимущественно пребывающих на территории деятельности соответствующего отделения Арбитражного центра либо давших согласие на участие в заседаниях третейского суда, проводимых на территории деятельности такого отделения Арбитражного центра.
Включение арбитра в состав территориальной коллегии само по себе не означает невозможность его участия в заседаниях третейского суда, проводимых за пределами территории деятельности соответствующего отделения Арбитражного центра.
Если отсутствует прямое соглашение сторон арбитража, указанное в пункте 2 части 9 настоящей статьи, то спор, в администрировании которого участвует отделение Арбитражного центра, может быть рассмотрен третейским судом, сформированным из числа лиц, как входящих, так и не входящих в состав территориальной коллегии.
3. Список арбитров территориальной коллегии, утверждается РСПП.
4. Из числа лиц, включенных в состав территориальной коллегии, РСПП с учетом мнения Председателя Арбитражного центра назначает председателя данной коллегии и может назначить заместителей председателя коллегии.
Мнение председателя территориальной коллегии учитывается Председателем Арбитражного центра при решении любых вопросов в рамках споров, в администрировании которых участвует соответствующее отделение Арбитражного центра.
Председатель территориальной коллегии выступает от имени Арбитражного центра на различных мероприятиях (форумах, конференциях, семинарах, круглых столах и т.д.) по вопросам, относящимся к деятельности соответствующего отделения Арбитражного центра, а также информирует заинтересованных лиц о деятельности данного отделения.
В отсутствие председателя территориальной коллегии или по его поручению функции председателя коллегии выполняются одним из его заместителей.
5. Из числа лиц, включенных в состав территориальной коллегии, может быть сформирован президиум коллегии в составе не более семи членов, к полномочиям которого относится содействие Президиуму Арбитражного центра по вопросам, связанным с практикой рассмотрения дел арбитрами, входящими в состав данной коллегии.
6. Члены президиума территориальной коллегии назначаются РСПП на неопределенный срок с учетом мнения председателя данной коллегии. Член президиума территориальной коллегии может по собственному желанию сложить с себя полномочия. Полномочия члена президиума территориальной коллегии могут быть прекращены по решению РСПП.
Члены президиума территориальной коллегии простым большинством голосов избирают из их числа председателя президиума коллегии и могут избрать заместителей председателя президиума коллегии.
7. Председатель президиума территориальной коллегии осуществляет общее руководство его деятельностью, созывает его заседание, определяет форму проведения заседания, формирует повестку дня, председательствует на заседании, организует голосование по вопросам повестки дня и подсчет голосов.
В отсутствие председателя президиума территориальной коллегии или по его поручению функции председателя президиума коллегии выполняются одним из его заместителей.
8. Заседания президиума территориальной коллегии проводятся в порядке, аналогичном предусмотренному частями 4 – 8 статьи 12 настоящего Положения для проведения заседаний Президиума Арбитражного центра.
9. Отделение Арбитражного центра участвует в администрировании арбитража, в том числе выполняет функции Аппарата Арбитражного центра, при соблюдении одного из условий:
1) в арбитражном соглашении имеется указание на отделение Арбитражного центра;
2) в соответствии с прямым соглашением сторон арбитража спор подлежит разрешению третейским судом, сформированным из числа арбитров, входящих в состав соответствующей территориальной коллегии.
В случае, если арбитражное соглашение одновременно включает несколько из вышеуказанных условий, то для целей определения отделения Арбитражного центра, которое будет участвовать в администрировании арбитража в первую очередь принимается во внимание соглашение сторон по пункту 1, во вторую – соглашение по пункту 2 настоящей части.
Участие в арбитраже одной или нескольких сторон, имеющих место нахождения или место жительства за пределами территории деятельности отделения Арбитражного центра, само по себе не препятствует данному отделению участвовать в администрировании арбитража с участием таких сторон.
10. Вне зависимости от наличия соглашений, указанных в части 9 настоящей статьи:
1) отделение Арбитражного центра выполняет функции по администрированию арбитража по решению Управляющего директора Арбитражного центра;
2) администрирование арбитража осуществляется центральным Аппаратом Арбитражного центра, если в соответствии с прямым соглашением сторон арбитража спор, относящийся к компетенции специализированной коллегии, подлежит рассмотрению третейским судом, сформированным из числа арбитров, входящих в состав данной коллегии;
3) центральный Аппарат выполняет отдельные функции по администрированию арбитража, если арбитраж осуществляется третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, без общего администрирования спора Арбитражным центром.
11. По просьбе руководителя отделения Арбитражного центра, а также в случае, если отделение Арбитражного центра прекращает свою деятельность или по иной причине не может выполнять свои функции, администрирование арбитража в соответствии с арбитражными соглашениями, указанными в части 9 настоящей статьи, осуществляет центральный Аппарат Арбитражного центра.
12. Представительства Арбитражного центра создаются для представления его интересов, в том числе за пределами Российской Федерации, и не осуществляют функций по администрированию арбитража.
Территория деятельности представительства Арбитражного центра определяется РСПП и указывается на сайте Арбитражного центра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
1. Функции по администрированию арбитража выполняются органами и уполномоченными лицами Арбитражного центра в соответствии с их полномочиями, предусмотренными правилами Арбитражного центра.
2. Органы и уполномоченные лица Арбитражного центра осуществляют свои функции независимо от РСПП, его членов, органов и должностных лиц.
3. В рамках Арбитражного центра действуют Общее собрание арбитров, включенных в списки, указанные в частях 1 – 2 статьи 7 настоящего Положения (далее – Общее собрание арбитров), Президиум Арбитражного центра (далее – Президиум), Комитет по назначениям Арбитражного центра (далее – Комитет по назначениям), Председатель Арбитражного центра, Управляющий директор Арбитражного центра (далее – Управляющий директор), Аппарат Арбитражного центра (далее – Аппарат), докладчики, а также иные органы и уполномоченные лица в соответствии с настоящим Положением.
4. Для реализации задач, стоящих перед Арбитражным центром, по решению Председателя Арбитражного центра могут создаваться временные или постоянные координационные и совещательные органы Арбитражного центра (советы, комиссии, рабочие группы и т.п.), которые не осуществляют функций по администрированию арбитража.
1. К полномочиям Общего собрания арбитров относится избрание Председателя Арбитражного центра и его заместителей, членов Комитета по назначениям, а также рассмотрение по представлению Президиума или РСПП основополагающих вопросов организации деятельности Арбитражного центра.
2. Общее собрание арбитров проводится в очной или заочной форме по мере необходимости.
3. Общее собрание арбитров проводится по решению Президиума или РСПП, а также по инициативе не менее одной трети лиц, включенных в списки, указанные в частях 1 – 2 статьи 7 настоящего Положения.
4. Председатель Арбитражного центра осуществляет созыв Общего собрания арбитров, определяет форму его проведения и формирует повестку дня, выполняет функции председателя Общего собрания арбитров, организует голосование по вопросам повестки дня и подсчет голосов.
5. Решения Общего собрания арбитров принимаются путем голосования простым большинством голосов арбитров, принимающих участие в собрании, при условии участия в собрании не менее половины арбитров, входящих в списки, указанные в частях 1 – 2 статьи 7 настоящего Положения. При равенстве голосов решающим является голос председателя Общего собрания арбитров.
Если арбитр не может присутствовать на очном Общем собрании арбитров, он вправе направить письменную позицию по вопросам повестки дня, в этом случае его голос учитывается при принятии решения.
6. Решения Общего собрания арбитров оформляются протоколом, который подписывается председателем Общего собрания арбитров.
1. К полномочиям Президиума относится анализ и обобщение практики рассмотрения дел, разработка стандартов и рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности Арбитражного центра, официальное толкование правил Арбитражного центра, содействие развитию и популяризации Арбитражного центра, подготовка предложений по совершенствованию законодательства об арбитраже. Президиум рассматривает иные вопросы по представлению Председателя Арбитражного центра или РСПП.
2. Президиум формируется в составе от семи до пятнадцати лиц. В состав Президиума по должности входят Председатель Арбитражного центра и его заместители, а остальные члены Президиума назначаются РСПП с учетом мнения Председателя Арбитражного центра из числа лиц, входящих в списки, указанные в частях 1 – 2 статьи 7 настоящего Положения.
Члены Президиума простым большинством голосов избирают из их числа Председателя Президиума и могут избрать заместителей Председателя Президиума.
3. Члены Президиума назначаются на неопределенный срок. Член Президиума может по собственному желанию сложить с себя полномочия. Полномочия члена Президиума могут быть прекращены по решению РСПП.
4. Заседания Президиума проводятся в очной или заочной форме по мере необходимости.
5. Заседание Президиума проводится по инициативе не менее одной трети его членов или по решению Председателя Президиума.
6. Председатель Президиума осуществляет общее руководство деятельностью Президиума, созывает заседание Президиума, определяет форму его проведения, формирует повестку дня, председательствует на заседании Президиума, организует голосование по вопросам повестки дня и подсчет голосов.
В отсутствие Председателя Президиума или по его поручению функции Председателя Президиума выполняются одним из его заместителей.
7. Решения Президиума принимаются путем голосования простым большинством голосов членов Президиума, принимающих участие в заседании, при условии участия в заседании не менее половины членов Президиума. При равенстве голосов решающим является голос Председателя Президиума.
Если член Президиума не может присутствовать на очном заседании, он вправе направить письменную позицию по вопросам повестки дня, в этом случае его голос учитывается при принятии решения.
8. Решения Президиума оформляются постановлением, которое подписывается Председателем Президиума.
1. К полномочиям Комитета по назначениям относятся предусмотренные законодательством и правилами Арбитражного центра функции, связанные с назначением, отводом и прекращением полномочий арбитров.
2. Комитет по назначениям формируется в составе шести лиц. Четверо членов Комитета по назначениям избираются сроком на три года Общим собранием арбитров, остальные члены Комитета по назначениям назначаются РСПП с учетом мнения Председателя Арбитражного центра сроком на три года.
Члены Комитета по назначениям простым большинством голосов избирают из их числа Председателя Комитета по назначениям и заместителя Председателя Комитета по назначениям.
3. По истечении трех лет со дня формирования Комитета по назначениям осуществляется первое частичное обновление (ротация) его состава не менее чем на одну треть. Члены Комитета по назначениям, подлежащие ротации, определяются РСПП по представлению Председателя Арбитражного центра. Последующее частичное обновление (ротация) состава Комитета по назначениям осуществляется в том же порядке раз в три года.
Полномочия не выбывших в ходе обновления (ротации) членов Комитета по назначениям считаются продленными сроком на три года.
4. Член Комитета по назначениям может по собственному желанию сложить с себя полномочия. В случае фактической или юридической невозможности продолжения выполнения членом Комитета по назначениям своих функций его полномочия могут быть прекращены по решению РСПП по представлению Председателя Арбитражного центра.
В случае досрочного прекращения полномочий члена Комитета по назначениям новый член Комитета по назначениям избирается (назначается) в том же порядке, в котором избирался (назначался) член Комитета по назначениям, полномочия которого были прекращены, на срок до окончания полномочий выбывшего члена Комитета по назначениям.
5. В работе Комитета по назначениям с правом совещательного голоса может принимать участие Председатель Арбитражного центра, а по вопросам, относящимся к компетенции специализированной коллегии или к деятельности отделения Арбитражного центра – председатель соответствующей специализированной или территориальной коллегии.
6. Заседания Комитета по назначениям проводятся в очной или заочной форме по мере необходимости.
7. Председатель Комитета по назначениям осуществляет общее руководство деятельностью Комитета по назначениям, принимает решение о проведении заседания Комитета по назначениям, определяет форму его проведения, формирует повестку дня, председательствует на заседании Комитета по назначениям, организует голосование по вопросам повестки дня и подсчет голосов.
В отсутствие Председателя Комитета по назначениям или по его поручению функции Председателя Комитета по назначениям выполняются его заместителем.
8. Решения Комитета по назначениям принимаются путем голосования простым большинством голосов членов Комитета по назначениям, принимающих участие в заседании, при условии участия в заседании не менее половины членов Комитета по назначениям. При равенстве голосов решающим является голос Председателя Комитета по назначениям.
Если член Комитета по назначениям не может присутствовать на очном заседании, он вправе направить письменную позицию по вопросам повестки дня, в этом случае его голос учитывается при принятии решения.
Член Комитета по назначениям обязан не допускать конфликта интересов при осуществлении своих функций, уведомлять других членов Комитета по назначениям о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов при рассмотрении какого-либо вопроса. При наличии конфликта интересов член Комитета по назначениям не участвует в обсуждении и голосовании по соответствующему вопросу. Участие такого члена Комитета по назначениям в заседании не учитывается для целей определения кворума по соответствующему вопросу.
9. Решения Комитета по назначениям оформляются постановлением, который подписывается Председателем Комитета по назначениям.
1. Председатель Арбитражного центра осуществляет процессуальные и иные полномочия, предусмотренные правилами Арбитражного центра, выступает от имени Арбитражного центра на различных мероприятиях (форумах, конференциях, семинарах, круглых столах и т.д.), содействует развитию и популяризации Арбитражного центра.
2. Председатель Арбитражного центра и два заместителя Председателя Арбитражного центра избираются Общим собранием арбитров сроком на три года.
3. По истечении срока своих полномочий Председатель Арбитражного центра продолжает исполнять свои функции до назначения нового Председателя Арбитражного центра или принятия решения о продлении полномочий действующего Председателя Арбитражного центра на новый срок.
4. Председатель Арбитражного центра может по собственному желанию сложить с себя полномочия. Полномочия Председателя Арбитражного центра могут быть прекращены по решению РСПП.
5. В отсутствие Председателя Арбитражного центра или по его поручению, функции Председателя Арбитражного центра выполняются одним из его заместителей. В случае одновременного отсутствия Председателя Арбитражного центра и его заместителей, функции Председателя Арбитражного центра выполняются лицом, назначаемым РСПП из числа арбитров, включенных в списки, указанные в частях 1 – 2 статьи 7 настоящего Положения.
6. Председатель Арбитражного центра обязан не допускать конфликта интересов при осуществлении своих функций, уведомлять Комитет по назначениям о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов при рассмотрении какого-либо вопроса. При наличии конфликта интересов Председатель Арбитражного центра поручает осуществление своих полномочий своему заместителю, а в случаях, предусмотренных правилами Арбитражного центра, вправе передать свои полномочия Комитету по назначениям.
7. По процессуальным вопросам, отнесенным к его компетенции, Председатель Арбитражного центра выносит постановления, а по другим вопросам издает распоряжения.
1. Управляющий директор:
1) организует работу Арбитражного центра, осуществляет функции руководителя Аппарата с правом давать обязательные для исполнения указания любым сотрудникам Аппарата, включая руководителей отделений (представительств) Арбитражного центра, вносит предложения по организационной структуре и численности Аппарата;
2) представляет Арбитражный центр по любым вопросам его деятельности в отношениях с физическими лицами и организациями, в органах государственной власти и местного самоуправления на территории Российской Федерации и за ее пределами, а также выступает от имени Арбитражного центра на различных мероприятиях (форумах, конференциях, семинарах, круглых столах и т.д.);
3) осуществляет процессуальные и иные полномочия, предусмотренные правилами Арбитражного центра, а также решает все вопросы, которые не относятся к компетенции третейского суда или иных органов и уполномоченных лиц Арбитражного центра.
2. Аппарат осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Арбитражного центра и процедуры арбитража, в том числе:
1) ведет делопроизводство;
2) организует прием лиц при их обращении в Арбитражный центр;
3) рассматривает и дает ответы на обращения по вопросам, отнесенным к его функциям;
4) проверяет факт и правильность оплаты арбитражных (третейских) сборов и авансов на покрытие расходов, связанных с арбитражем;
5) ведет учет дел, проводит информационно-справочную и аналитическую работу;
6) обеспечивает хранение материалов дел и иных документов;
7) оказывает необходимое содействие и помощь третейскому суду, иным органам и уполномоченным лицам Арбитражного центра, лицам, участвующим в арбитраже, обеспечивает коммуникацию между ними;
8) информирует заинтересованных лиц о деятельности Арбитражного центра, содействует его развитию и популяризации, в том числе обеспечивает участие Арбитражного центра в мероприятиях по вопросам альтернативного разрешения споров и организует такие мероприятия;
9) осуществляет иные функции, предусмотренные правилами Арбитражного центра.
3. Руководитель отделения (представительства) Арбитражного центра:
1) организует работу соответствующего отделения (представительства) Арбитражного центра с правом давать обязательные для исполнения указания любым сотрудникам данного отделения (представительства);
2) по вопросам деятельности возглавляемого им отделения (представительства) Арбитражного центра представляет Арбитражный центр в отношениях с физическими лицами и организациями, в органах государственной власти и местного самоуправления, а также выступает от имени Арбитражного центра на различных мероприятиях (форумах, конференциях, семинарах, круглых столах и т.д.).
4. Управляющий директор, руководители отделений (представительств) Арбитражного центра по вопросам, отнесенным к их компетенции, издают приказы и распоряжения.
5. Управляющий директор назначается РСПП. Заместители Управляющего директора, руководители отделений (представительств) Арбитражного центра, ответственные секретари и другие сотрудники Аппарата назначаются РСПП по представлению Управляющего директора, а сотрудники отделения (представительства) Арбитражного центра – также с учетом мнения руководителя соответствующего отделения (представительства).
В части, не урегулированной настоящим Положением и иными правилами Арбитражного центра, организационная структура Аппарата, разграничение полномочий центрального Аппарата, отделений и представительств Арбитражного центра, а также распределение обязанностей между сотрудниками Аппарата и порядка их подчиненности устанавливаются внутренними документами, утверждаемыми РСПП.
1. Докладчиком является физическое лицо, оказывающее третейскому суду помощь в проведении арбитража по конкретному делу. В рамках своих обязанностей Докладчик:
1) готовит для третейского суда справку по делу, отражающую информацию о начале и ходе арбитража, а также о позициях лиц, участвующих в арбитраже;
2) ведет протокол устного слушания;
3) по поручению третейского суда осуществляет поиск необходимой информации, составляет проекты документов, а также выполняет иные поручения третейского суда, относящиеся к арбитражу, но не связанные непосредственно с разрешением спора.
Докладчик вправе присутствовать на заседаниях и закрытых совещаниях третейского суда, в том числе при вынесении решения (постановления) третейским судом.
2. Председатель Арбитражного центра утверждает рекомендованный список докладчиков, в который включаются лица, имеющие высшее юридическое образование. Список докладчиков утверждается на неопределенный срок и изменяется по мере необходимости.
3. По согласованию с Председателем Арбитражного центра докладчиком по конкретному делу может быть назначено лицо, не включенное в рекомендованный список докладчиков, при условии соответствия такого лица требованию, указанному в части 2 настоящей статьи.
1. Материальное обеспечение деятельности Арбитражного центра, в том числе помещениями, транспортом, оргтехникой, средствами связи, иным оборудованием и средствами, необходимыми для надлежащего выполнения Арбитражным центром своих функций, осуществляется за счет третейских (арбитражных) сборов и иных не запрещенных законом источников.
2. РСПП обеспечивает выполнение Арбитражным центром функции по приему денежных средств на покрытие расходов, связанных с арбитражем, администрируемым Арбитражным центром, а также по осуществлению всех выплат, предусмотренных правилами Арбитражного центра.
3. Если для надлежащего осуществления Арбитражным центром своей деятельности требуется заключение договора (соглашения), такой договор (соглашение) заключается РСПП или уполномоченным им лицом.
1. Правила арбитража, администрируемого Арбитражным центром, и правила осуществления Арбитражным центром своей деятельности регулируются применимым к арбитражу законодательством, соглашением сторон арбитража, настоящим Положением, Регламентом Арбитражного центра и иными правилами Арбитражного центра, утверждаемыми РСПП.
2. Правила Арбитражного центра рассматриваются в качестве неотъемлемой части арбитражного соглашения, которое ссылается на эти правила и (или) которое предусматривает либо подразумевает передачу спора в арбитраж, администрируемый Арбитражным центром.
Соглашение о разрешении спора в соответствии с правилами Арбитражного центра, включая отдельное указание на настоящее Положение или Регламент Арбитражного центра, означает согласие сторон этого соглашения с тем, что арбитраж будет администрироваться Арбитражным центром. Допускается применение Правил Арбитражного центра о независимости и беспристрастности арбитров путем отсылки к ним для регулирования арбитража, который администрирует другое постоянно действующее арбитражное учреждение или осуществляет третейский суд, образованным сторонами для разрешения конкретного спора.
3. Если иное не предусмотрено правилами Арбитражного центра, стороны арбитража вправе согласовать правила арбитража, отличающиеся от правил арбитража, предусмотренных правилами Арбитражного центра. Согласованные сторонами арбитража правила арбитража должны соответствовать требованиям применимого к арбитражу законодательства, отступление от которых не допускается путем заключения соглашения сторонами арбитража, и не могут являться результатом недобросовестного поведения (злоупотребления правом).
Если согласованные сторонами арбитража правила арбитража не соответствуют требованиям абзаца первого настоящей части, такие правила арбитража не применяются.
4. Если применимым к арбитражу законодательством предусмотрены иные правила, чем предусмотренные правилами Арбитражного центра, то применяются правила применимого к арбитражу законодательства, если отступление от них в правилах Арбитражного центра не допускается.
5. При решении вопросов, не урегулированных применимым к арбитражу законодательством, соглашением сторон арбитража и правилами Арбитражного центра, третейский суд осуществляет арбитраж, а Арбитражный центр выполняет функции по администрированию арбитража таким образом, какой они считают надлежащим.
6. К арбитражу, администрируемому Арбитражным центром, применяются правила Арбитражного центра в редакции, действующей на момент начала арбитража, если стороны арбитража не договорились об ином либо если иное не вытекает из положений правил Арбитражного центра и применимого к арбитражу законодательства.
7. К арбитражным (третейским) соглашениям, предусматривающим администрирование арбитража соответствующим учреждением-правопредшественником Арбитражного центра, и арбитражу, начатому в соответствии с указанными соглашениями до момента наступления правопреемства, применяются правила учреждения-правопредшественника в редакции, действовавшей на момент начала арбитража.
8. К арбитражным (третейским) соглашениям, предусматривающим администрирование арбитража соответствующим учреждением-правопредшественником Арбитражного центра, и арбитражу, начатому в соответствии с указанными соглашениями после момента наступления правопреемства, применяются действующие на момент начала арбитража правила Арбитражного центра.
Настоящее Положение применяется к арбитражу, начатому после 01 января 2022 года.
К компетенции Коллегии по международным спорам относятся:
1) споры, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной стороны находится за границей либо если любое место, где должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из отношений сторон, или место, с которым наиболее тесно связан предмет спора, находится за границей;
2) споры, возникающие в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Российской Федерации или российских инвестиций за границей;
3) споры, которые подлежат рассмотрению в порядке международного арбитража в соответствии с применимым к арбитражу законодательством и международными договорами;
4) иные споры с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо споры из отношений, осложненных иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект спорного правоотношения находится за границей.
К компетенции Коллегии по корпоративным спорам относятся споры, связанные с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице.
К компетенции Коллегии по спорам на финансовом рынке и в сфере биржевой торговли относятся:
1) споры, связанные с договорами, заключенными на биржевых торгах, в том числе на фондовом, срочном, валютном, денежном или товарном рынках, рынке драгоценных металлов или рынке стандартизированных производных финансовых инструментов, а также иные споры, которые рассматриваются на основании арбитражных соглашений, включенных в правила организованных торгов, правила клиринга и правила допуска к торгам, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) споры, связанные с договорами купли-продажи ценных бумаг, иностранной валюты, договорами репо и договорами, являющимися производными финансовыми инструментами;
3) споры, связанные с генеральными соглашениями (едиными договорами), заключаемым в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг;
4) споры, вытекающие из отношений, регулируемых примерными условиями договоров, утвержденных саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, объединяющей брокеров, саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, объединяющей дилеров, саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, объединяющей управляющих;
5) споры, вытекающие из отношений, связанных с оказанием услуг по проведению организованных торгов, клиринговых услуг и связанных с указанными услугами информационно-технологических услуг, осуществлением и (или) обслуживанием электронного документооборота, листингом ценных бумаг;
6) споры с участием бирж и (или) финансовых организаций, вытекающие из их деятельности, лицензируемой или регулируемой в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг;
7) споры, возникающие в ходе создания профессиональных участников рынка ценных бумаг, деятельность которых лицензируется или регулируется в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг;
8) споры между саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, а также споры таких организаций с их членами.
К компетенции Коллегии по спорам в сфере строительства относятся:
1) споры, связанные с договорами строительного подряда, в том числе на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
2) споры, связанные с договорами на выполнение инженерных изысканий и на подготовку проектной документации в сфере строительства;
3) корпоративные и иные споры, связанные с саморегулированием в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе, касающиеся выплаты из компенсационных фондов и применением мер гражданско-правовой ответственности за нарушение своих обязательств (обязанностей) членами саморегулируемой организации.
К компетенции Коллегии по спорам в сфере банковской деятельности относятся:
1) споры с участием кредитных организаций, вытекающие из их банковских операций.
2) споры, связанные со сделками, которые кредитная организация вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К компетенции Коллегии по спорам в сфере цифровой экономики относятся:
1) споры, связанные с выпуском, учетом и обращением цифровых активов, удостоверяющих имущественные права;
2) споры, связанные с фиксацией имущественных прав путем внесения записей в информационные системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на основе распределенного реестра (блокчейна);
3) споры, связанные со сделками, предполагающими автоматическое исполнение (самоисполняемые сделки, смарт-контракты), в том числе с использованием информационных систем на основе распределенного реестра (блокчейна);
4) споры, связанные со сделками, совершаемыми с использованием и (или) в отношении цифровых активов (включая токены, криптовалюты и цифровые знаки);
5) споры, связанные с организацией розничного финансирования (краудфандинга), в том числе связанные с предоставлением доступа к информационным ресурсам информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (инвестиционной платформы) для заключения с использованием этой системы договоров, на основании которых привлекаются инвестиции;
6) споры, связанные со сделками, заключенными с применением различных способов цифровой идентификации сторон (включая электронно-цифровую подпись и переход по ссылке на веб-странице), а также споры по поводу обработки и безопасности персональных данных;
7) споры, связанные с осуществлением обработки массивов больших данных, включая споры, связанные с применением технических стандартов и обеспечением информационной безопасности;
8) споры, связанные с применением технологии распределенного реестра, искусственного интеллекта, нейротехнологий, квантовых технологий, промышленного интернета, технологий беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальностей, а также иные споры, связанные с созданием, оборотом и использованием цифровых технологий.
К компетенции Коллегии по спорам в сфере интеллектуальной собственности относятся споры, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности, патентных прав, преимущественных прав и прав пользования, в том числе:
1) споры, возникающие в связи с разработкой, созданием, введением в оборот объектов интеллектуальных прав, в том числе, связанные с договорами авторского заказа, договорами на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, научно-исследовательских работ и иными договорами, связанными с созданием охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности;
2) споры, связанные со сделками по распоряжению исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, в том числе, связанные с открытыми и иными лицензионными соглашениями, а также с управлением правами интеллектуальной собственности;
3) споры, связанные с депонированием объектов интеллектуальных прав, а также иных охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности;
4) споры, связанные с регистрацией и использованием доменов различного уровня (доменные споры).
К компетенции Коллегии по спорам в сфере транспорта относятся:
1) споры, с участием собственников судов (судовладельцев), фрахтователей, перевозчиков, грузовладельцев, грузоотправителей, грузополучателей, брокеров, агентов и иных лиц, вытекающие из деятельности, связанной с использованием морского и внутреннего водного транспорта, в том числе:
- споры, вытекающие из отношений по строительству, купле-продаже, лизингу, финансированию, залогу, техническому обслуживанию, ремонту, оснащению, бункеровке судов и иных плавучих объектов, а также объектов, размещенных (закрепленных) на дне морей, рек, озер, иных водоемов и водных путей;
- споры, связанные с договорами перевозки грузов и пассажиров (включая перевозку грузов в смешанном плавании (река-море)), договорами хранения грузов, договорами фрахтования судов, включая бербоут-чартер, тайм-чартер, договорами морского агентирования, морского посредничества, судового менеджмента, буксировки судов и иных плавучих объектов, а также объектов, размещенных (закрепленных) на дне морей, рек, озер, иных водоемов и водных путей;
- споры, вытекающие из отношений по лоцманской и ледовой проводке, агентскому или иному обслуживанию судов, по использованию судов для осуществления научных исследований, разведки или добычи полезных ископаемых, прокладки кабелей и трубопроводов, гидротехнических и иных работ;
- споры из отношений, возникающих в связи с наступлением аварий и инцидентов на море, иных водоемах и внутренних водных путях: при спасании или подъеме судов и иного имущества, столкновениях, причинении судном повреждений портовым сооружениям, средствам навигационной обстановки и другим объектам, а также рыболовным сетям и другим орудиям лова, разливах топлива и нефтепродуктов, а также с иным причинением вреда при осуществлении рыбного промысла;
- споры, связанные с договорами морского страхования и перестрахования;
- споры из отношений, возникающих в связи с арестом, защитой или освобождением от ареста судов.
2) споры, с участием авиаперевозчиков, аэропортов, агентов по бронированию и продажи авиабилетов и иных лиц, вытекающие из деятельности, связанной с использованием воздушного транспорта, включая использование беспилотных воздушных судов, беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, в том числе:
- споры, вытекающие из отношений по строительству, купле-продаже, лизингу, финансированию, залогу, ремонту, техническому обслуживанию, наземному и аэропортовому обслуживанию, стоянке воздушных судов;
- споры, связанные с договорами перевозки грузов, пассажиров и багажа, договорами фрахтования воздушных судов (воздушный чартер);
- споры из отношений, возникающих в связи с наступлением авиационного происшествия или инцидента, возмещением ущерба, причиненного в ходе использования воздушных судов;
- споры, связанные с договорами воздушного страхования и перестрахования;
- споры из отношений, возникающих в связи с арестом, защитой или освобождением от ареста воздушных судов.
3) споры с участием предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта, перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев инфраструктур железнодорожного транспорта, владельцев железнодорожных путей, иных лиц, вытекающие из деятельности, связанной с использованием железнодорожного транспорта, в том числе:
- споры, вытекающие из отношений по строительству, купле-продаже, лизингу, финансированию, залогу, ремонту, техническому обслуживанию железнодорожного транспорта, железнодорожных подвижных составов, вагонов, полувагонов, фитинговых платформ;
- споры, связанные с договорами перевозки грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом;
- споры, связанные с договорами страхования и перестрахования в сфере железнодорожного транспорта;
- споры из отношений, возникающих в связи с наступлением аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте, возмещением ущерба, причиненного в ходе использования средств железнодорожного транспорта;
4) споры с участием фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков, лизингодателей, агентов и иных лиц, вытекающие из деятельности, связанной с использованием грузового автомобильного транспорта, в частности:
- споры, вытекающие из отношений по купле-продаже, лизингу, залогу грузовых автотранспортных средств;
- споры, связанные с договорами автотранспортной перевозки грузов;
- споры, связанные с договорами страхования и перестрахования грузовых автотранспортных средств;
- споры из отношений, возникающих в связи с наступлением дорожно-транспортных происшествий или аварий, возмещением ущерба, причиненного в ходе использования грузовых автотранспортных средств.
К компетенции Коллегии по инвестиционным спорам относятся:
1) споры, возникающие в связи с осуществлением инвестиций и капиталовложений, связанные с концессионными соглашениями и соглашениями о защите и поощрении капиталовложений, а также в связи с реализацией проектов в сфере государственно-частного партнерства;
2) споры, связанные с венчурным инвестированием, в том числе путем прямого инвестирования в уставный капитал, включая механизм использования конвертируемых займов и других финансовых инструментов.
Статья 1. Общие положения и правовой статус
Статья 2. Правопреемство
Статья 3. Место нахождения
Статья 4. Компетенция
Статья 5. Виды деятельности
Статья 6. Арбитры
Статья 7. Списки арбитров
Статья 8. Специализированные коллегии арбитров
Статья 9. Отделения, территориальные коллегии арбитров и представительства
Статья 10. Организационная структура
Статья 11. Общее собрание арбитров
Статья 12. Президиум
Статья 13. Комитет по назначениям
Статья 14. Председатель
Статья 15. Управляющий директор и Аппарат
Статья 16. Докладчик
Статья 17. Обеспечение деятельности
Статья 18. Правила арбитража и правила Арбитражного центра
Статья 19. Действие Положения
Приложение 1. Компетенция Коллегии по международным спорам
Приложение 2. Компетенция Коллегии по корпоративным спорам
Приложение 3. Компетенция Коллегии по спорам на финансовом рынке и в сфере биржевой торговли
Приложение 4. Компетенция Коллегии по спорам в сфере строительства
Приложение 5. Компетенция Коллегии по спорам в сфере банковской деятельности
Приложение 6. Компетенция Коллегии по спорам в сфере цифровой экономики
Приложение 7. Компетенция Коллегии по спорам в сфере интеллектуальной собственности
Приложение 8. Компетенция Коллегии по спорам в сфере транспорта
Положение об Арбитражном центре при РСПП
Утверждено распоряжением Президента РСПП от «03» ноября 2021 года № РП-30
Депонировано в Министерстве юстиции Российской Федерации «29» ноября 2021 года
Применяется к арбитражу, начатому с «01» января 2022 года
С предыдущими редакциями документа можно ознакомиться в Архиве правил арбитража
Личный кабинет находится в разработке