В рамках своей деятельности Арбитражный центр при РСПП оказывает сторонам содействие в проведении арбитража ad hoc, в том числе:
Согласно ст. 2 ФЗ «О арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее — Закон об арбитраже) третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc), является третейский суд, осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения (ПДАУ).
Таким образом, при арбитраже ad hoc функции, необходимые для обеспечения разбирательства, возлагаются на состав третейского суда (единоличного арбитра или коллегию арбитров) или на государственный суд. В отличие от процедуры ad hoc, в рамках институционного арбитража данные функции выполняют органы, уполномоченные лица и сотрудники секретариата (аппарата) арбитражного учреждения.
Вместе с тем, Закон об арбитраже (ст. 2, п. 3 ч. 18 и ч. 19 ст. 44) предусматривает, что и в рамках арбитража ad hoc возможно выполнение арбитражным учреждением отдельных функций по администрированию конкретного спора, т.е. оказание содействия в проведении третейского разбирательства.
Стороны изначально могут договориться о том, что возникающие из договора споры подлежат разрешению в порядке арбитража ad hoc.
Кроме того, Законом об арбитраже предусмотрено, что третейские соглашения о передаче споров в ПДАУ или в постоянно действующий третейский суд (ПДТС), которые лишились права осуществлять свою деятельность, не становятся неисполнимыми, а рассматриваются в качестве соглашений по передаче споров на рассмотрение третейского суда ad hoc.
Так, в соответствии с ч. 8 ст. 48 Закона об арбитраже и разъяснениями Минюста России арбитражные соглашения, которые предусматривают администрирование арбитража арбитражным учреждением (постоянно действующим третейским судом), прекратившим свою деятельность с 01.11.2017, и по которым арбитраж не был начат до даты прекращения указанной деятельности, считаются арбитражными соглашениями по передаче споров на рассмотрение третейского суда ad hoc, если стороны спора не договорятся об иной процедуре разрешения спора. Такое арбитражное соглашение становится неисполнимым, если спор в связи с таким арбитражным соглашением не может быть рассмотрен третейским судом ad hoc (например, корпоративные споры могут рассматриваться только в рамках арбитража, администрируемого ПДАУ).
Аналогичное правило предусмотрено ч. 16 ст. 52 Закона об арбитраже в соответствии с которой, споры в рамках арбитража, администрируемого ПДАУ и ПДТС, утратившими право администрировать спор, продолжают рассматриваться третейским судом, и все функции по администрированию арбитража подлежат выполнению третейским судом как при арбитраже, осуществляемом третейским судом, образованным сторонами арбитража для разрешения конкретного спора, если стороны спора не договорятся об иной процедуре разрешения спора и если арбитражное соглашение не становится неисполнимым.
При арбитраже ad hoc состав третейского суда формируется в порядке, согласованном сторонами, а в отсутствие такого соглашения — в порядке, предусмотренном ст. 11 Закона об арбитраже.
По общему правилу, при арбитраже с тремя арбитрами каждая сторона избирает одного арбитра и два назначенных таким образом арбитра избирают третьего арбитра. Если сторона не изберет арбитра в течение одного месяца по получении просьбы об этом от другой стороны или если два арбитра в течение одного месяца с момента их избрания не договорятся об избрании третьего арбитра, по заявлению любой стороны назначение производится государственным судом Российской Федерации, определенным в соответствии с процессуальным законодательством. При арбитраже с единоличным арбитром, если стороны арбитража не придут к соглашению об избрании арбитра, по просьбе любой стороны назначение также производится государственным судом.
Очевидно, что процедура назначения или отвода арбитров при содействии государственного суда требует существенных временных затрат. При этом решение данных вопросов не свойственно суду, в связи с чем высоки риски получения неожиданного результата.
Кроме того, при арбитраже ad hoc организационное обеспечение арбитража возлагается на третейский суд, что непривычно и некомфортно для самих арбитров, которым приходится отвлекаться от существа спора на решение технических вопросов. Опыт России и зарубежных стран также показывает, что стороны предпочитают арбитраж, администрируемый в какой-то степени с участием арбитражного учреждения.
Таким образом, обращение за необходимым содействием в Арбитражный центр при РСПП позволяет сторонам провести именно арбитраж ad hoc, но при этом получить комфортное и эффективное разбирательство при поддержке институционального центра.
Арбитражный центр при РСПП выполняет отдельные функции по администрированию арбитража ad hoc с учетом согласованных сторонами правил арбитража и в соответствии со ст. 5 Положения об Арбитражном центре при РСПП, ст. 65 Регламента и ст. 15 Положения о сборах и расходах.
При наличии любых вопросов, связанных с арбитражем ad hoc, на них ответят сотрудники Аппарата Арбитражного центра при РСПП.
Все споры, разногласия, претензии и требования, возникающие из настоящего Договора (соглашения, контракта) или прямо или косвенно связанные с ним, в том числе касающиеся его заключения, существования, изменения, исполнения, нарушения, расторжения, прекращения и действительности, подлежат разрешению в порядке арбитража (третейского разбирательства), третейским судом, который образовывается сторонами в составе трёх арбитров, либо по отдельному соглашению сторон, в составе арбитра, разрешающего спор единолично, в каждом случае возникновения конкретного спора, для его разрешения (Третейский суд ad hoc).
Формирование состава Третейского суда и арбитраж осуществляются в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ (принят в городе Нью-Йорке, 25.06.2010 на 43-й сессии ЮНСИТРАЛ).
(вариант: в соответствии с правилами Арбитражного центра при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), действующими на дату подачи искового заявления).
Функции компетентного органа (отдельные функции по администрированию арбитража без его общего администрирования), в том числе, функции: по назначению арбитров; по разрешению вопросов об отводах и о прекращении полномочий арбитров; по направлению уведомления об арбитраже; по организации обмена документами сторон и другие функции, за исключением функций, отнесённых настоящим соглашением к компетенции сторон, выполняет по запросу сторон или Третейского суда Арбитражный центр при РСПП в соответствии с условиями настоящего соглашения и правилами Арбитражного центра при Российском союзе промышленников и предпринимателей.
Гонорары и расходы арбитров, связанные с арбитражем по настоящему соглашению, устанавливаются Третейским судом, являются арбитражными расходами и уплачиваются истцом (заявителем) авансом непосредственно арбитру(ам) в соответствии с постановлением Третейского суда. Иные арбитражные издержки оплачиваются в соответствии с отдельным постановлением Третейского суда.
Место арбитража (место принятия арбитражного решения) – Российская Федерация, при этом город и иные данные, идентифицирующие место арбитража (место принятия арбитражного решения) определяет Третейский суд по своему усмотрению, но с учётом удобства для сторон.
Арбитраж считается начавшимся в момент получения ответчиком искового заявления и уведомления компетентного органа об арбитраже.
Языком арбитража по настоящему соглашению, является русский язык.
Вынесенное Третейским судом решение будет окончательным, обязательным для сторон и не подлежит оспариванию. При этом настоящим стороны отказываются от своего права на обжалование в любой форме арбитражного решения в любом суде или другом компетентном органе в той мере, в какой такой отказ является юридически допустимым согласно применимому праву.
Документы и материалы сторон, Третейского суда и компетентного органа в рамках настоящего соглашения, направляются по адресам электронной почты или почтовым адресам сторон, указанным в настоящем соглашении. Стороны обязаны заранее уведомить друг друга, а при возникновении спора, дополнительно Третейский суд и компетентный орган, об изменении своего почтового адреса или адреса электронной почты и несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате такого не уведомления.
Стороны соглашаются, что документы и иные материалы в рамках арбитража будут направляться по следующим адресам электронной почты:
[наименование Стороны]: [адрес электронной почты];
[наименование Стороны]: [адрес электронной почты].
Примеры дополнительных условий:
Третейский суд вправе не проводить устные разбирательства и рассмотреть спор на основании имеющихся в его распоряжении доказательств. При этом стороны уведомляются о времени и месте заседания третейского суда по исследованию доказательств.
Правом, применимым к существу спора, разрешаемого в рамках настоящего соглашения, а также к настоящему соглашению, является право Российской Федерации.
Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подаётся в компетентный суд, на территории которого принято решение Третейского суда.
Личный кабинет находится в разработке